Из определения режимов работы видно, что положение НВ в потоке воздуха имеет существенное значение. Это положение определяется углом атаки НВ. Углом атаки НВ А называется угол, образованный плоскостью вращения НВ и вектором скорости полета или скорости V невозмущенного потока, набегающего на НВ. Плоскостью вращения НВ называется плоскость перпендикулярная оси вращения НВ и проходящая через центр втулки НВ.

Угол атаки положителен, если поток набегает на винт снизу. Если поток набегает на винт сверху – угол атаки отрицательный. Если же поток воздуха набегает на НВ параллельно плоскости вращения НВ, угол атаки равен нулю.

Нетрудно заметить связь между режимом работы НВ и углом атаки: На режиме ОО угол атаки НВ А = ± 900; на режиме КО  А ¹ ± 900.

Так как фактически НВ не является сплошной несущей поверхностью, а состоит из лопастей, его аэродинамические характеристики складываются из характеристик лопастей, которые зависят от ориентации каждой лопасти относительно скорости полета V. В плоскости вращения эта ориентация определяется углом yЛ азимутального положения лопасти – углом между продольной осью лопасти и направлением, противоположным вектору тангенциальной скорости винта VхНВ. Отсчет угла yЛ ведется по направлению вращения НВ. Лопасти, проходящие в данный момент азимуты от 0о до 180°. называются наступающими, а в азимутах от 180о до 360° – отступающими.

Линию нулевого азимута не следует смешивать с направлением хвостовой балки вертолета. Например, на рис.54 показано азимутальное положение лопастей при полете вертолета с правым скольжением. Как видно из рисунка линия, соответствующая yЛ=0, не совпадает ни с продольной осью вертолета ни с хвостовой балкой.

При ОО понятие «азимут» теряет смысл и не применяется, так как все лопасти НВ работают в одинаковых условиях, не изменяющихся при их вращательном движении. При этом не изменяются и аэродинамические силы лопастей.

Азимутальное положение лопастей НВ и начало отсчета азимута

Рассмотрим работу НВ с жёстким креплением лопастей к втулке на режимах осевого и косого обтекания.

назад::вперед

X