Путевая (флюгерная) устойчивость

Вертолёт в путевом отношении устойчив, т.к. этому способствует РВ и киль.

Путевая устойчивость

На РВ при возникновении скольжения изменяются углы атаки лопастей РВ и тяга РВ. При скольжении вправо углы атаки лопастей РВ увеличиваются, тяга РВ и ее момент относительно ц.м. возрастают, МрврНВ, вертолёт разворачивается вправо и устраняет возникшее скольжение. При скольжении влево углы атаки лопастей РВ уменьшаются, тяга РВ и ее момент относительно ц.м. уменьшаются, МрврНВ, вертолёт разворачивается под действием МрНВ влево и устраняет возникшее скольжение.

На малых скоростях и на висении угол скольжения изменяется из-за бокового ветра. Скорость бокового ветра U ограничена величиной 10м/с, т.к. при U>10м/с справа РВ попадает в режим вихревого кольца, его тяга уменьшается и может не хватить хода правой педали, а следовательно и тяги РВ для компенсации Мр НВ. Вертолёт становится неустойчивым и неуправляемым.

Киль, если он имеется, предназначен для разгрузки РВ и помогает ему обеспечивать путевую устойчивость.

Фюзеляж без РВ и киля неустойчив по углу скольжения, т.е. способствует путевой неустойчивости вертолёта, так как его боковой фокус расположен впереди ЦТ вертолёта.


 

назад::вперед

X