Общие сведения об аэродинамике вертолёта

Вертолёт относится к летательным аппаратам, у которых основные аэродинамические силы и моменты создаются вращающимся несущим винтом. Именно это позволяет выполнять на вертолёте полёт по вертикальной траектории или висение.

Россия является одной из шести стран, конструирующих и производящих вертолёты, и занимает лидирующее положение в мире. Лидером российского вертолётостроения является вертолёт Ми-8 и его модификации, которых насчитывается более 100. Всего было построено более 11000 вертолётов Ми-8 различных модификаций, которые эксплуатируются практически во всех странах мира. Вертолёт Ми-8 построен по одновинтовой схеме, т.е. один НВ и один РВ. Это наиболее распространённая схема в мире, по которой построено более 95% всех вертолётов.

Несущий винт предназначен для продольного и поперечного равновесия и управления путем создания подъёмной, пропульсивной (движущей) и боковой сил, а также моментов тангажа и крена. Рулевой винт предназначен для уравновешивания реактивного момента НВ, а также путевого равновесия и управления путём создания силы тяги РВ и ее момента относительно ЦТ вертолёта. Как же устроен НВ или РВ? Рассмотрим на примере НВ. НВ это комплект лопастей (как правило, кл=3…8), закреплённых на втулке НВ, которая насажена на вал НВ, являющийся выходным валом главного редуктора. При вращении НВ с угловой скоростью  на лопастях возникают аэродинамические силы, проекция которых на ось вращения называется тягой НВ , а проекция на плоскость вращения НВ называется силой сопротивления вращению НВ . Для преодоления момента от сил сопротивления вращению НВ и поддержания частоты вращения НВ постоянной  необходимо к валу НВ подводить крутящий момент  от силовой установки вертолёта. И если двигатели размещены в фюзеляже вертолёта, то на него со стороны лопастей будет действовать реактивный момент НВ

,

где  - подводимая к НВ мощность от силовой установки.

Путевое равновесие вертолёта

вперед

X