Продольная устойчивость по скорости

Продольной устойчивостью самолёта по скорости называется способность самолета самостоятельно без вмешательства летчика или автопилота вернуться к исходному значению скорости полета при случайном ее изменении после прекращения действия возмущения.

Продольная устойчивость самолёта по скорости

Если, например, при случайном увеличении скорости полета  возникает положительное приращение подъемной силы , то Ya >G и траектория начинает искривляться вверх, т.е. самолет переходит в набор высоты, составляющая силы тяжести Gsin направлена назад и способствует уменьшению скорости до исходной. Это свидетельствует об устойчивости самолёта по скорости. Чтобы самолёт обладал устойчивостью по скорости, необходимо, чтобы выполнялось условие .

Большинство самолётов обладают продольной устойчивостью по скорости, кроме диапазона трансзвуковых скоростей, где проявляются явления затягивания в пикирование и скоростного подхвата.

Если при М>Мкр скорость полёта случайно возрастёт(ΔV>0), то ЦД сместится назад, прирост момента тангажа уменьшится ΔMZ↓=ΔYa(XT-XF↑) и может смениться на пикирование. Угол атаки уменьшится, Ya уменьшится (), станет меньше силы тяжести и самолет перейдёт на пикирование. Составляющая силы тяжести GsinΘ будет направлена вперёд, дополнительно увеличивая скорость, т.е. проявится неустойчивость по скорости  – затягивания в пикирование.

И, наоборот, если при М>Мкр скорость случайно уменьшится (ΔV<0), то ЦД сместится вперёд из-за перераспределения давления по профилю, прирост момента тангажа увеличится ΔMZ↑=ΔYa(XT-XF↓) и может смениться на кабрирование. Угол атаки увеличится, Ya увеличится (), станет больше силы тяжести и самолет перейдёт в набор высоты. Составляющая силы тяжести GsinΘ будет направлена назад, дополнительно уменьшая скорость, т.е. проявится неустойчивость по скорости – скоростной подхват.

 

назад::вперед

X