Понятие управляемости

Характеристики устойчивости самолета определяют его управляемость. Управляемость – способность ВС в ответ на действия летчика или автопилота изменять свое пространственное положение. Надо стремиться к тому, чтобы это происходило наиболее просто, с наименьшими затратами энергии и времени летчика.

Результирующий момент Mr относительно ЦТ самолета создается аэродинамическими силами и силой тяги двигателей. Обычно рассматривают не суммарный момент, а его составляющие относительно осей связанной СК Oxyz.

Момент Мх относительно продольной оси Ох называется моментом крена.

Момент Му относительно нормальной оси Оy называется моментом рыскания.

Момент Mz относительно поперечной оси Oz называется моментом тангажа.

Так как самолет имеет плоскость симметрии, то силы и моменты, действующие на него, а соответственно устойчивость и управляемость самолета делят на две группы.

В первую группу включают силы, лежащие в плоскости симметрии самолёта Oxy, т.е. нормальную Y, продольную X силы, силу тяги Р, и момент тангажа Mz. Движение самолета под действием этих сил и момента тангажа называют продольным движением. Соответственно равновесие, устойчивость и управляемость самолета в этом движении называют продольным равновесием, продольной устойчивостью и продольной управляемостью.

В другую группу входят поперечная сила Z и моменты крена Мх и рыскания Му. Движение под действием этих сил и моментов называют боковым. Равновесие поперечных сил и моментов крена и рыскания принято называть боковым равновесием, а устойчивость и управляемость самолета в боковом движении – боковой.

Балансировкой называется процесс уравновешивания сил и моментов, действующих на самолет. Балансировка осуществляется летчиком или автопилотом с помощью органов управления (ОУ). Отклонение ОУ, обеспечивающее равенство нулю результирующих сил и моментов для данного режима полёта называется балансировочными. Каждому установившемуся режиму полета будет соответствовать свое балансировочное положение командных рычагов управления (КРУ) и усилий на них, а также балансировочное положение ОУ.

назад::вперед

X