Особенности устойчивости и управляемости самолета МиГ-29

Самолет МиГ-29 в полете с включенной САУ с подвесками и без подвесок обладает в основном удовлетворительными характеристиками устойчивости и управляемости, но на некоторых режимах имеет ряд особенностей.

4.1. Особенности продольной устойчивости по перегрузке

При углах атаки до º самолёт МиГ-29 устойчив по углу атаки. При углах атаки º степень устойчивости по углу атаки уменьшается почти до нейтральности. Для обеспечения необходимой степени устойчивости по углу атаки на этих режимах в САУ включен автомат продольной устойчивости АПУС. Автоматическое обеспечение устойчивости реализуется через дополнительное отклонение стабилизатора при неподвижном положении РУС. Например, при случайном увеличении угла атаки стабилизатор должен автоматически, без вмешательства лётчика, отклоняться на пикирование. АПУС отклоняет стабилизатор дополнительно к управлению летчиком по определённому закону. При достижении α=8,7º одновременно с отклонением носков крыла для парирования пикирующего момента стабилизатор автоматом АПУС отклоняется носком вниз на угол . На интервале углов атаки α=14...26º осуществляется отклонение стабилизатора по линейному закону суммарно на угол более 5º вверх, т.е на пикирование. Следовательно, в этом диапазоне углов атаки случайное увеличение α вызывает через дополнительное отклонение стабилизатора пикирующий момент, что обеспечивает или повышает устойчивость по углу атаки. Однако на α=20...30º с включённой САУ самолёт практически нейтрален по углу атаки и для балансировки требует почти постоянного отклонения РУС. Причиной отмеченных явлений является увеличение интенсивности наплывных вихрей и смещение фокуса к корню, а, следовательно, и вперёд, что уменьшает степень продольной устойчивости по углу атаки. В итоге выход на большие углы атаки самолёта облегчен, самолет легко идет за РУС по тангажу – тем легче, чем больше угол атаки.

Для предотвращения сваливания в САУ включена система ограничительных сигналов СОС-3. При достижении определенного угла срабатывания αсос на РУС создается отталкивающее усилие 17кгс. Для поддержания угла атаки лётчик должен это усилие преодолевать. Таким образом, при правильной установке угла срабатывания СОС-3 выход на режим сваливания возможен только за счет пересиливания летчиком отталкивателя. Фактически угол атаки срабатывания СОС-3 зависит от «статического» установочного αст и от скорости изменения α по закону . Чем быстрее происходит увеличение α, тем раньше сработает СОС-3.

При отключении САУ-451 вместе с АПУС на дозвуковых скоростях полета самолет нейтрален (М<0,7) или неустойчив (М≥0,7) по перегрузке в диапазоне местных углов атаки от αм=18..20о, до αм=30…32о. В связи с этим при отключении САУ не разрешается полет с αм≥20о нс≥14о). При невыходе носков крыла СОС-3 перестраивается на αсос=15о.

вперед

X