Самолет непосредственно на изменение угла крена не реагирует, а реагирует на возникающее из-за изменения угла крена скольжение. Самолет, обладающий поперечной устойчивостью, имеет очень ценное качество: он стремится самостоятельно без вмешательства лётчика в управление устранять случайно возникающий в полёте угол крена. Пусть в результате случайного возмущения самолёт накренится, например, вправо . Под действием составляющей силы тяжести Gsinγ он начинает двигаться вправо (∆Vz>0), т.е. скользить в сторону правой консоли крыла . При этом немедленно появится отрицательный поперечный момент, т.к. < 0, который и устранит случайно возникший крен.

Самолет, устойчивый в поперечном отношении, при возникновении скольжения β >0 на правое полукрыло под действием момента Мх<0 будет крениться в сторону левого полукрыла. При этом под действием составляющей силы тяжести Gsinγ он начинает двигаться влево (∆Vz<0), тем самым стремясь уменьшить возникший угол скольжения β, т.е. поперечно устойчивый самолет стремится креновым движением устранить возникающий угол скольжения.

Для поперечно устойчивого самолёта характерна прямая реакция по крену на дачу ноги, для неустойчивого – обратная. При отклонении, например, правой педали самолет развернется вправо, появится скольжение на левое полукрыло (β < 0). Поперечно устойчивый самолет начнет крениться вправо, так как , в сторону данной ноги. Это и есть прямая реакция, которая является для летчика естественной.

Рассмотрим, какие части самолета создают аэродинамический момент крена и как обеспечивается поперечная устойчивость.

Вертикальное оперение создает момент крена потому, что поперечная сила Zв.о обычно приложена выше продольной оси. Для современных сверхзвуковых самолетов с развитым ВО этот момент крена может достигать больших значений. При скольжении на правую консоль крыла поперечная сила Zв.о направлена влево и создает отрицательный момент крена в сторону левой консоли (рис. 48), т.е. ВО способствует поперечной устойчивости.

назад::вперед

X