Путевая и поперечная устойчивость самолета

Путевая устойчивость

Путевой (флюгерной) устойчивостью называется способность самолета самостоятельно возвращаться к исходному значению угла скольжения при случайном его изменении после прекращения действия возмущения. Путевая устойчивость обеспечивается в основном ВО. При случайно возникшем скольжении на ВО, имеющем симметричный профиль, за счет боковой обдувки с углом  возникает сила , которая относительно ЦТ создает момент рыскания , возвращающий самолет к исходному углу скольжения  подобно флюгеру. В создании стабилизирующего момента  участвует и боковая поверхность фюзеляжа. Самолет обладает путевой, или флюгерной, устойчивостью, если при скольжении возникает аэродинамический момент рыскания , стремящийся уменьшить угол скольжения. Путевая устойчивость самолета оценивается производной , которая называется коэффициентом путевой устойчивости. Рисунок 46 иллюстрирует взаимодействие скольжения и рыскания для самолета устойчивого  и неустойчивого  при постоянной скорости полета. Для обеспечения путевой устойчивости необходимо, чтобы выполнялось условие , а для этого необходимо, чтобы боковой фокус (точка приложения приращения боковой силы при малых изменениях угла скольжения) располагался позади ЦТ.

Путевая устойчивость самолёта

Степень путевой устойчивости

вперед

X