III-ое поколение (начало 70-х – конец 70-х) – этап создания многорежимных (многоцелевых) ВС с бортовыми цифровыми вычислительными машинами (БЦВМ). Характерными представителями этого поколения являются последние модернизации МиГ-21БИС, Су‑17М2 и новые самолеты с крылом изменяемой стреловидности в полете МиГ-23 и Су-24.

С поступлением на вооружение реактивных самолетов третьего поколения появилось, а впоследствии стало общепринятым, понятие «боевой авиационный комплекс» (БАК). Основное отличие самолетов нового поколения от предыдущего заключалось в том, что эти самолеты оснащались новым оборудованием и вооружением, в состав которого входили БЦВМ для решения задач навигации, пилотирования и прицеливания. На базе использования БЦВМ появилась возможность объединить навигационные системы, прицельные системы, системы автоматического управления ВС и другие в единые бортовые комплексы оборудования (БКО) и бортовые комплексы вооружения (БКВ). Самолеты, оснащенными новыми БКО и БКВ, стали обладать возможностью боевого применения днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Улучшились точностные характеристики БКО и БКВ. Все это вместе взятое существенно повысило эффективность боевого применения авиации, но вместе с тем и сильно усложнило эксплуатацию АТ, что привело к увеличению количества технических средств наземного обеспечения полетов, росту количества специалистов, занятых подготовкой самолетов, и повышению требований к их квалификации.

Вновь созданные ВС третьего поколения имели крылья с изменяемой стреловидностью в полете. Опыт их применения и эксплуатации показал, что возлагаемые надежды на такое крыло оправдались лишь частично. Улучшились ВПХ и перегоночная дальность полета, однако масса узла поворота, гидропривода и усиления конструкции составила до 30% от массы полезной нагрузки (экипажа, оборудования и вооружения), что отрицательно сказалось на боевой эффективности этих самолетов. К концу 70-х годов благодаря успехам в НИОКР появились новые технические решения, которые позволяли улучшить ЛТХ самолетов третьего поколения. Главными среди них были следующие: интегральная аэродинамическая компоновка ВС, адаптивное крыло, новые турбореактивные двухконтурные двигатели, новые авиационные материалы. Определенные достижения были в создании управляемых АСП и в области радиоэлектронного оборудования.

назад::вперед

X