II-ое поколение (середина 50-х – конец 60-х) – этап становления сверхзвуковой реактивной авиации с бортовыми радиолокационными станциями (БРЛС) и управляемыми ракетами (УР) класса «воздух-воздух». Появление на борту истребителя БРЛС и УР вызвано тем, что перехват высотных и скоростных целей производится на встречно-пересекающихся курсах, когда скорости сближения достаточно высоки, дальности применения оружия значительны и пушечное вооружение неэффективно.

Самолеты: МиГ-21, Су-7, Як-28, Ту-22. Вертолеты: Ми-2, Ми-8, Ми-6.

Характерным представителем и одним из наиболее распространенных в мире самолетов этого поколения является МиГ-21. Его скорость более 2000 км/ч, практический потолок 18000м. Однако международная обстановка показывала, что в мире постоянно ведутся войны локального значения с использованием обычных средств поражения. К ним относятся: война во Вьетнаме, арабо-израильский и индо-пакистанский конфликты, многочисленные войны меньшего масштаба на африканском и других континентах. Учитывая сложившуюся мировую обстановку и претендуя на роль международного жандарма, США принимают новую военную доктрину, получившую название «доктрина гибкого реагирования». Суть ее сводится к одновременной подготовке «большой» мировой ядерной войны и нескольких локальных войн в различных частях мира. Перед авиацией были поставлены новые дополнительные боевые задачи, а к самим ВС предъявлены новые ТТТ, выполнению которых ВС второго поколения не удовлетворяли. Новые боевые задачи характеризовались необходимостью поражения различных по прочности и типам наземных целей, в том числе подвижных и малоразмерных, и расположенных от аэродрома базирования в нескольких сотнях километров. Условия выполнения этих задач усложнились. Система ПВО, кроме зенитных ствольных комплексов, оснастилась зенитными ракетными комплексами. Последние перекрыли почти все высоты, оставив для успешного преодоления ПВО только малые и предельно малые. Эти же высоты были необходимы для надежного обнаружения и опознавания наземных целей с последующей их атакой.

На вертолетах второго поколения установлены газотурбинные двигатели, имеющие меньшую удельную массу. Двигатели и редуктор были размещены в непосредственной близости один от другого, что позволило уменьшить количество силовых элементов фюзеляжа и снизить его вес. Бустеры включены по необратимой схеме. Применены лопасти клееной конструкции, гидравлический демпфер вертикального шарнира. На вертолетах Ми-6, Ми-8 установлены автопилоты. Скорости полета вертолетов Ми-2, Ми-8, Ми-6 были соответственно 210, 250, 350 км/ч. Весовая отдача составляла 22-33%. Общий недостаток вертолетов 1-го и 2-го поколений: ограниченность вариантов применения: десантный, транспортный (грузовой), санитарный, спасательный.

назад::вперед

X