Основные этапы развития авиации Вооруженных Сил

Еще К.Э.Циолковский в начале ХХ века предсказал, что «за эрой аэропланов винтовых наступит эра аэропланов реактивных». Первые реактивные самолеты появились в середине второй мировой войны. Они не оказали существенного влияния на исход войны, но авиационные специалисты быстрого оценили заложенный в них огромный потенциал. Самолеты с винтомоторной установкой (ВМУ) исчерпали свои возможности по дальнейшему увеличению скорости, высоты и дальности полета. Переход на воздушно-реактивные двигатели обеспечивал поистине революционный скачок в росте летно-технических характеристик (ЛТХ) боевых самолетов.

Следует отметить, что все самолеты военного назначения непрерывно развиваются и совершенствуются. Побудительной причиной этого является стремление повысить их боевую эффективность и боеготовность. Но военная авиация является составной частью Вооруженных Сил государства, поэтому оно ставит перед авиацией на определенные периоды времени вполне конкретные задачи.

Более чем шестидесятилетнюю историю развития военной реактивной авиации авиационные специалисты условно разделяют на пять поколений военных ВС.

I-ое поколение (конец 40-х – середина 50-х годов) – этап становления дозвуковой реактивной авиации. Самолеты: МиГ-9, Як-15, Ла-15, МиГ-15, Ил-28, МиГ-17.

Ярким представителем этого поколения является истребитель МиГ-15, предназначенный для ведения ближних маневренных воздушных боев. По сравнению с самолетами с ВМУ его основные ЛТХ возросли: максимальная скорость увеличилась с 700 до 1000 км/ч, практический потолок с 10000 до 15000м. МиГ-15 имел мощное пушечное вооружение. Во время войны в Корее (1950 – 1952 гг.) МиГ-15 показал неоспоримое превосходство над американским F-86 «Сейбр».

После окончания II-ой мировой войны образовались два противоборствующих лагеря: капиталистический и социалистический. США и их союзники развязали «холодную войну», а США, как единственный обладатель атомной бомбы, приняли доктрину «глобальной атомной войны». СССР путем неимоверной концентрации всех усилий экономики и науки создал собственное атомное оружие, а затем первым испытал и водородную бомбу.

Оба противостоящих лагеря стали накапливать ядерные боеприпасы и средства их доставки, среди которых были баллистические ракеты наземного базирования и бомбардировочная авиация. Перед истребительной авиацией ставится задача перехвата высотных и довольно скоростных  целей до момента пуска с бомбардировщика ракет с ядерными боевыми частями. К этому времени, благодаря достижениям авиационной науки и техники, скорости последних модернизированных образцов самолетов первого поколения возросли и приблизились к звуковым.

Вертолеты первого поколения (Ми-1, Ми-4) имели поршневые силовые установки, лопасти винтов клепаной конструкции, гидроусилители системы управления (бустеры) включены по обратимой схеме, на втулке НВ применялись фрикционные демпферы ВШ.

Эти вертолеты имели максимальные скорости полета 170…185 км/ч

Грузоподъемность составляла 13…20% от Gвзл.

вперед

X